Закрыть ... [X]

Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и

Какие критерии необходимо оценивать во взаимодей­ствии воспитателя с детьми и какой способ диагностики наиболее оптимален? Общеизвестно, что ситуация оцен­ки вызывает не самые лучшие эмоции. Важно заранее оговорить с педагогами цели проводимой диагностики — диагностики не как самоцели, а как вспомогательного средства для оптимизации деятельности.

Диагностическую работу с коллективом может прово­дить педагог-психолог совместно со старшим воспитате­лем, кроме того, хороший результат дают методики само­оценки и практический опыт самоанализа в условиях групповой деятельности (тренинга).

Критериями взаимодействия взрослых с детьми дол­жны выступать «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения», реали­зуемые в дошкольном образовательном учреждении, и  касающиеся взаимодействия педагогов с детьми. В таком случае возможно проанализировать положительные и отрицательные моменты в деятельности педагога и разра­ботать этапы, позволяющие выйти на качественно новый уровень деятельности. Успешность работы по оптимиза­ции взаимодействия определяется динамикой особенно­стей общения детей со взрослыми и в группе сверстников.

Для изучения характера взаимодействия взрослого с детьми можно использовать метод наблюдения с помощью карты, разработанной педагогом-психологом дошкольно­го образовательного учреждения И.В.Калистратовой на основе современных стандартных требований, предъяв­ляемых к деятельности воспитателя [9].

Карта включает наиболее важные моменты взаимо­действия и позволяет оценить особенности общения взрослого с ребенком. Она заполняется на каждого педа­гога. Наблюдение проводят в течение 5-7 минут трижды, результаты фиксируются в соответствующей графе (1-й за­мер, 2-й, 3-й).

Фиксировать результаты наблюдения можно двумя способами: либо фиксируют каждое проявление изучае­мого показателя любым условным обозначением, либо каждый показатель оценивается по степени выраженно­сти. В последнем случае статистика такова:

1 балл — практически не наблюдается;

2 балла — наблюдается время от времени;

3 балла — присутствует постоянно.

В случае возникновения нетипичных ситуаций их фиксируют в графе «Примечания». По окончании иссле­дования результаты количественно и качественно обраба­тывают, в последующем они являются основой для инди­видуальной работы с каждым педагогом.

Для увеличения достоверности экспертного мнения возможно привлечение нескольких лиц, при этом каждо­му эксперту дают подробную инструкцию и оговаривают сроки проведения.

Для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми можно использовать самооценку по тем же критериям. Педагоги на основе соб­ственных представлений оценивают свою деятельность по 3-балльной системе. Чтобы педагоги могли объективно оце­нить качество своей работы, можно предложить им также проводить краткосрочные самонаблюдения, с фиксацией некоторых параметров собственной деятельности. Напри­мер, фиксировать количество положительных обращений к детям (поощрение, поддержка) и отрицательных (порица­ние, запрещение), что дает наглядную картину, какими средствами чаще пользуется воспитатель.

Аналогично, можно предложить изучить критерий В.8.1.(«Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В.4.1. («Собственным поведением де­монстрируют уважительное отношение ко всем детям»). Педагогам предлагают фиксировать, к кому из детей они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: положительная, отрицательная или нейтральная. Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог, обращается по имени, подчеркивая их личное достоинство, демонстрируя уважение к ним.

Полученные результаты сопоставляются и сообщают­ся индивидуально каждому педагогу, параллельно с реко­мендациями по оптимизации взаимодействия с детьми.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

 

__________________________ (должность, ф.и.о.)

 

Дата и время замеров: 1)____________________ 2) __________________ 3) ___________

 

Наблюдаемый момент

1-й за­мер

2-й за­мер

3-й за­мер

При­меча­ния

1.

Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку:

А) ласковое обращение, с улыбкой

Б) внимание к настроению, желаниям, достижениям

В) поощрение самостоятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Поощрение инициативы детей:

А) внимательное выслушивание

Б) доброжелательный ответ на во­просы и просьбы

В) избавление ребенка от негатив­ных эмоций (успокоение)

       

3.

Общение в позиции «глаза на одном уровне»        

4.

Формирование положительного от­ношения к сверстникам:

А) собственное поведение — при­мер уважения ко всем детям

Б) обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг дру­га В) помощь непопулярным детям при вхождении в группу

Г) обучение эффективным спосо­бам взаимодействия

Д) адекватная реакция на жалобы

       

5.

Воспитатель не ограничивает есте­ственный шум в группе        

6.

Голос воспитателя не доминирует над голосами детей        

7.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодей­ствии с ними:

А) терпимое отношение к «труд­ным» детям

Б) предложение вариантов дейст­вия

В) тактичное указывание на ошибки

Г) при контроле — учет индивиду­альных особенностей

Д) обращение по имени, глядя в глаза Е) отклик на просьбы ребенка о со­вместной деятельности

Ж) при невозможности — объясне­ние причины

       

8.

Поддержка положительного само­ощущения:

А) приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах

Б) преобладают поощрения

В) порицания относятся к действи­ям, а не к личности ребенка в це­лом

Г) при порицании дается образец действия

Д) отмечаются достижения ребенка

       

9.

Дети находятся в поле зрения взрос­лого        

10.

Взрослый не прибегает к физическо­му наказанию и другим дисципли­нарным воздействиям        

 

 

Как один из вариантов для оценки эффективности свое­го стиля педагогического общения с детьми, воспитатель может использовать ниже следующий тест для самоанализа.

 

КАКОВА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?

(Ю Вьюнкова)

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в со­ответствии с градацией ответов:    абсолютно верно — 2 балла

да, верно — 1 балл

ни да ни нет — 0 баллов

в общем, нет — 1 балл нет,

неверно — 2 балла

 

Утверждения

  1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.
  2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что думаете?», «О чем молчите?»
  3. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребе­нок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
  4. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно форму­лируя их мысль.
  5. У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.
  6. Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, твор­чества, даже если увеличение объемов работы не предус­мотрено планом деятельности.
  7. Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются ис­точником вопросов, проблем, обсуждаемых группой,
  8. Я владею активными методами и формами работы (игровы­ми, тренинговыми, театрализацией и др.).
  9. Я владею методами сохранения нервно-психического здо­ровья детей.
  10. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.
  11. Я являюсь для своих детей (воспитанников) товарищем, еди­номышленником, равноправным партнером в их делах.
  12. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от их успехов.
  13. Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возмож­ность реализовать себя.
  14. Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.
  15. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
  16. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивиду­альность других.
  17. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помо­гаю каждому найти товарища.
  18. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непос­редственно, без моего вмешательства и побуждения.
  19. Мои дети (воспитанники) владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокиру­ют чужих идей.
  20. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.

 

Обработка результатов

Сложите баллы по каждому утверждению, а получен­ную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1

Количество баллов от 2 до 1,1

Вы демократичный педагог, который владеет услови­ями организации обучения, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши вос­питанники испытывают интерес к общению с Вами. Од­нако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2

Количество баллов от 1 до 0,1

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, инди­видуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень 3

Количество баллов от 0 до —0,9

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие пози­ции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? На­чинайте действовать!

Уровень 4

Количество баллов от —1 до —2

Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях им трудно об­щаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждо­го воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль обще­ния, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.

Помимо диагностики особенностей взаимодействия педагогов с детьми, целесообразно выяснить, какие зат­руднения испытывают педагоги в той или иной области своей профессиональной деятельности, в какой помощи они нуждаются, каким методам работы они хотели бы научиться — таким образом, выясняется личная потреб­ность воспитателя в психолого-педагогической поддерж­ке, повышается их профессиональная мотивация. Необ­ходимость диагностической работы может быть обуслов­лена и неблагополучной ситуацией в детской группе, когда неблагополучие детей носит характер тенденции, например: не единичные случаи тяжелой степени адапта­ции, эмоциональные расстройства у детей, низкий уро­вень развития навыков общения и групповой сплоченно­сти и др. И, наконец, диагностика сопутствует развиваю­щей работе на разных этапах ее реализации.

 


Источник: http://doshkolnuk.com/opredelenie-xaraktera


Рекомендуем посмотреть ещё:



Сценарии, сценки на вечер старшеклассников - Новый год, 8 Поздравление своими словами свекровь с юбилеем

Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Поздравления с новым годом 2017, новогодние поздравления
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Новый год - сценарии для взрослых - Сценарии праздников
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОЕТЬМИ
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Сценарий Проводы русской зимы для взрослых и детей
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Поздравления и сценарии / все сценарии нового года
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Сценарии на новый год 2017 для взрослых Новогодние
Сценарий на новый год для детей с дедом морозом и Ваш Домовёнок
Александр Плющев Блоги Эхо Москвы Кадровый портал Администрации Санкт-Петербурга Конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга Красивые поздравления подруге на свадьбу - fo Оригинальное поздравление с днем рождения в прозе Пожелания с добрым утром в прозе Поздравление с днем рождения веселое, шуточное поздравление, смешное


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ